СЕРВИСЫ

Сколько стоит тепло?


Разбираемся в причинах увеличения цифр в квитанциях.
 
Мы уже писали о том, что, согласно распоряжению министерства строительства и ЖКХ Кировской области от 29 сентября 2016 года, потребители, в домах которых есть общедомовые счетчики, с 1 сентября начали платить по факту потребленного тепла за текущий месяц. Там, где таких приборов нет, жильцы, как и прежде, платят по нормативу, но только 8 месяцев в году вместо прежних 12.
 
Тем не менее, начало отопительного сезона вызвало массу вопросов у кировчан. Отопление в сентябре было всего 3 - 5 дней, а плата за тепло увеличилась в полтора раза. Почему так произошло?
 
1/8 вместо 1/12
 
- Наиболее существенная разница в платежках получилась у жителей домов, в которых либо не установлен общедомовой счетчик теплоэнергии, либо он установлен, но не поверен, - объяснил заместитель директора УК Ленинского района Павел Сысоев.
 
Все дело в том, что в домах, где нет действующего общедомового теплосчетчика, плата за отопление начисляется по нормативу. Таким образом раньше жители платили за тепло в квартирах в течение всего года равными долями. После того, как с 1 сентября 2017 года Киров перешел на новую систему оплаты отопления — только во время отопительного сезона, то и ежемесячная сумма в квитанциях жильцов таких домов выросла. Общегодовой объем тепла теперь делится не на 12 месяцев, а на 8, соответственно цифры в квитанциях увеличились в 1,5 раза.
 
- Отмечу, что в этом случае, не имеет значения, когда именно в вашей квартире было включено отопление - в начале сентября, в конце или его вовсе не было, - пояснил Павел Сысоев. - Разница лишь в том, что еще в августе в платежке была 1/12, а в сентябре стала 1/8.
 
Очередь на поверку
 
Жильцы многих домов еще несколько лет назад установили общедомовые приборы учета и начали экономить. В основном счетчики стоят там, где есть активные советы. Там же где их нет — жители продолжают переплачивать.
 
Понимая всю серьезность ситуации, Управляющая компания Ленинского района этим летом начала масштабную установку общедомовых приборов учета. Современные приборы учета были установлены более чем на 60 многоквартирных домах.
 
- Жители часто задают нам вопрос: «Если летом нам установили счетчик, почему мы продолжаем платить по нормативу?», - говорит Павел Сысоев. - Дело в том, что ввести прибор учета в эксплуатацию и провести его поверку можно только в отопительный сезон, когда подается ресурс.
 
В Кирове помимо государственного «Центра стандартизации, метрологии и испытаний» есть несколько коммерческих организаций, которые имеют право поверять счетчики. Но их не так много и побывать разом во всех домах города они просто физически не могут.
 
- Проблема заключается еще и в том, что далеко не все лицензированные организации добросовестно относятся к своим обязанностям. Мы провели мониторинг и расторгли договора с теми подрядчиками, кто не укладывался в установленные сроки.

Сроки у всех свои
 
ОДПУ должен поверяться в среднем раз в четыре года. Но это очень условный срок.
 
- Дело в том, что срок поверки начинает исчисляться не с даты установки, а со времени производства. А между этими двумя событиями может пройти целый год. К тому же у приборов учета разных производителей может различаться и срок поверки.
 
Стоит заметить, что прибор учета должен проходить поверку и в случае ремонта. Кстати, современные счетчики позволяют выявлять протечки и обнаруживать поломки в режиме реального времени.
 
- Нередко мы сталкиваемся и с проблемой ветхих внутридомовых сетей. Специалисты приходят, чтобы поверить счетчик и дают заключение, что в начале нужно поменять часть труб или задвижки. А это процесс не быстрый, особенно во время отопительного сезона. Поэтому жителям, не смотря на то, что прибор учета у них есть. Какое-то время приходится платить по нормативу.
 
= Оприборились
 
Те же, у кого в домах есть приборы учета, в сентябре наоборот, увидели снижение цифр по сравнению с августовскими квитанциями (так как в августовской квитанции еще значится 1/12). Далее размер платы за отопление ежемесячно начнет расти, в зависимости от суровости и продолжительности морозов.
 
По прогнозам специалистов самые большие суммы жители увидят в платежках за декабрь, январь и февраль, далее суммы начнут снижаться и летом (также, как и у «бесприборников») будут равны 0.
 
= Последняя корректировка
 
Мы уже привыкли к тому, что каждый год производится корректировка платы за отопление. По итогам года Управляющая компания снимает показания приборов учета и умножает их на тариф на тепло, который устанавливается РСТ. Полученная цифра сравнивается с количеством внесенных за год авансовых платежей. В результате у кого-то итоговая сумма (которая является перерасчетом) получается больше, а у кого-то меньше.
 
В январе 2018 года нас ждет последняя корректировка и жители должны быть к ней готовы. Дело в том, что, как уже говорилось, май был аномально холодным и отопительный сезон сильно затянулся. Поэтому, возможно, что при корректировке придется доплачивать. О том сколько именно, мы узнаем из январской квитанции, в которой и без того будет большая сумма за отопление. Но паниковать раньше времени не стоит. В этом году осень была довольно теплой и отопление не пришлось включать раньше срока. Поэтому вполне
 
вероятно, что суммы будут незначительными или и вовсе корректировка окажется в пользу потребителей.
 
Есть и другие факторы, которые влияют на конечную сумму корректировки. С 1 июля 2017 года произошло уже традиционное повышение тарифов. Тариф за отопление, например, у «КТК» вырос на 4% и тем самым уже покрыл часть корректировки за год.
 
Также корректировка по итогам 2017 года по каждому конкретному дому зависит еще и от того, по какому принципу - «среднему высокому» или «среднему низкому» - платят в текущем году жильцы.
 
Есть дома, которые 2016 год отработали себе в плюс, то есть собственникам по итогам года вернули часть денег за отопление. Там с учетом корректировки собственники либо платили, либо до сих пор платят меньше, чем в прошлом году. По итогам 2017 года они заплатят маленькую сумму, и в 2018 году у них будет корректировка с серьезными доначислениями, им придется больше доплачивать сверх того, что покажет счетчик по факту. А другие дома по итогам 2016 года получили положительную корректировку и сейчас доплачивают за отопление. Это называется «высокий средний». Зато у них корректировка по итогам 2017 года получится меньше. Кстати, таких домов большинство, так как 2016 год по сравнению с 2015-м был намного холоднее.
 
Если же самая последняя корректировка окажется слишком большой и гражданам придется доначислить солидные суммы, УК Ленинского района готова предоставить рассрочку.
 
= На встречу жителям
 
Понимая, что сентябрьские квитанции с увеличившимися суммами за тепло для многих станут непосильным бременем, УК Ленинского района пошла на встречу жителям.
 
- Там, где приборы учета не были во время поверены, мы сделали перерасчет по 1/12, а не по 1/8. В настоящее время мы ведем переговоры с ресурсоснабжающими организациями, чтобы они учитывали показания приборов учета, которые не прошли своевременную поверку.